Индия

По святым местам Индии: Храмы, где ступал Баба

emYIykxQ_ck

Варанаси считается одним из самых древнейших городов мира. Упоминается еще в Махабхарате и Рамаяне. Он был современником Вавилона и Люксора. Является обителью Бога Шивы и в разное время его называли по-разному. Сейчас он для всех — Варанаси, при Британском правлении — Бенарес, а в древности — Каши «город света».

В «Каши Пуране» написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши — и того больше, а уж пришедший в Каши — и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит — уже быть на пути к просветлению. Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной. Сам по себе Варанаси очень шумный и страстный, спокойно чувствуешь себя только со стороны Гхатов. Там полно гостиниц европейского уровня, для того, чтобы комфортно пережить местную атмосферу. Здесь очень близко сталкиваешься со смертью, когда видишь сжигание множества трупов. И смерть уже не выглядит ужаусающе, наоборот, как часть жизни. В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: «Кашьям маранам мукти» — «смерть в Варанаси это освобождение». Это мир Великого Шивы, переправляющего души умерших на восточный берег, там нет и никогда не было строений если вы заметили. А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного — и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону — на север, в сторону Кайлаша.
7oTTVtlEXy4

Издревле Варанаси считается городом ашрамов, Анандаван, куда приходили святые, ученые и философы со всей Индии, чтобы совершенствоваться в своей доктрине и в спорах познавать истину. Неслучайно именно в пригороде Варанаси — Сарнатхе — Будда произнес свою первую проповедь.

В этом священном городе нет ни одного Храма построенного ранее XVIII века, потому что с XII века Варанаси постоянно подвергался уничтожению. Не исключением стал Храм Каши Вишванатх, здесь находится один из 12 джотъирлингамов. По легенде на этом месте постоянно находились Храмы под разными названиями, поскольку именно здесь появился первый джотъирлингам. Нынешний Храм перестраивался 5 раз, только на позолоту куполов было использовано 800 кг золота.В храме был восстановлен первоначальный лингам, во время разорения спрятанный в колодце Гьян Вапи. Святыня храма — лингам Ади Вишеашвара — находится в обрамленном серебром углублении в полу; он всегда украшен цветами, а вокруг него вьется серебряная кобра, капюшон которой защищает его сверху. В число других важнейших храмов Варанаси входит Храм Дурги (Durga Temple). Здесь поклоняются Богине-Матери в ее гневном аспекте воительницы.
Этот красностенный храм находится около бассейна, называющегося Дурга Кунд. Место достаточно людное, поэтому побыть в тишине не получится. Местная охрана и священнослужители по-доброму расположены к европейцам. Поэтому если вы хотите преподнести Богине дары, они вам все объяснят и дадут благословение. Еще можно посетить Тулси манас мандир — большой 3-х этажный вайшнавский храм 20 века постройки, мрамор, балконы, на которые можно подняться. В этом месте хорошо сесть и помедитировать, обойти статуи Рамы, Лакшмана, Ситы, Вишну, Лакшми и Ханумана. Но, конечно, он больше похож на музей, чем на храм.
hXJkudbosvs

Самое живое место в Варанаси это гхаты. Они простираются на 5 километров вдоль западного берега Ганги.

Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой: Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Каждый вечер на Дасасвамедха Гхате проводится Ганга Аарти — церемония подношения зажженных ламп святой Ганге. В отеле вам обязательно предложат утренние или вечерние катания по священной реке. Легенды говорят, что в Ганге находится 5 миллионов лингамов. Местные жители постоянно совершают здесь омовения, несмотря на то, что вода мягко говоря грязная. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. Это чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. Вот что значит намоленное место, с Богом никакие инфекции не страшны.

Следующий город, который также находится под покровительством Господа Шивы — это Тируваннамалай. Город расположен на юге Индии, в штате Тамил Наду у подножия в холма Аруначала, которая почитается индуистами, как престол бога Шивы. Тируваннамалай упоминается в исторических документах уже с VII века. Главными местами силы здесь являются гора Аруначал и храм Аруначешвар. Bm_y6pKSThU

Начнем с того, что гору Аруначал принято считать Шивой в самом буквальном смысле этого слова. Эта гора — не просто гора, а воплощение Шивы. Геологи считают, что эта гора — старше, чем Гималаи. Она считается одним из самых святых мест Индии.

В Пуранах есть легенда о происхождении горы. Однажды Вишну и Брама стали спорить, кто из них более великий. Их ссора привела к хаосу на земле, поэтому боги обратились к Шиве и умоляли его уладить спор. Тогда Шива проявил себя в форме столба света, из которого раздался голос: «Тот, кто достигнет верхнего или нижнего конца этого столба, и есть самый великий». Вишну превратился в вепря и стал копать землю, чтобы отыскать основание, а Брама превратился в лебедя и взмыл ввысь, чтобы найти верхний край. Вишну не смог достичь нижнего края столба, но «увидев в себе Высочайший Свет, пребывающий в сердце каждого, он погрузился в медитацию и потерял ощущение физического тела, не осознавая себя – того, который искал». Брама заметил падающий цветок и, решив выиграть с помощью обмана, вернулся с ним и объявил, что сорвал его на вершине. Вишну признал поражение и обратился к Господу с хвалой и молитвой: «Ты – Самоосознание. Ты – ОМ. Ты – начало, середина и конец всего. Ты – всё и освещаешь всё». Он был провозглашён великим, а Брама был разоблачён, и ему пришлось признать свою вину. В этой легенде Вишну олицетворяет интеллект, а Брама – эго, в то время как Шива – это Атман, дух. Легенда дальше гласит, что поскольку лингам из света был слишком ослепительным, чтобы смотреть на него, Шива вместо этого проявил себя горой Аруначала и провозгласил: «Как луна отражает свет солнца, так другие святые места будут отражать святость Аруначалы. Это единственное место, где я принял форму для блага тех, кто желает поклоняться мне и обрести просветление. Подняться на гору нужно обязательно, чтобы ощутить свободу на пике у стоп Шивы. Несмотря на то, что подъем может занять несколько часов, в зависимости от подготовки, ощущения на верху того стоят. Более того, там можно остаться на ночь. Эта гора живая, прекрасное место для молитвы.

Храм Аруначалешвар

Храм Аруначалешвар

Древний храм Аруначешвар, стоящий у подножья Аруначала — не просто один из крупнейших и мистических храмов Индии. Он является домом Аруначешвар-Лингама Шивы, воплощенного в Лингаме Огня.

Его прямоугольный вид с расположенными по сторонам четырьмя высокими 60-метровыми надвратными башнями-гопурамами, украшенными необыкновенно богатой скульптурой нельзя не заметить издалека. Храм считается одним из самых высоких в стране и никто не знает, сколько ему веков. В храме есть следы письменности на стенах, датируемые X веком, но, в основном, многие из скульптур не оригинальные. Ритуалы и церемонии в храме проходят от восхода до ночи. В городе храм Шивы так влиятелен, что нет ни одного храма, посвящённого Вишну. Кроме ещё 2-3 храмов Шивы, есть ещё около сотни храмов, посвящённых богине Парвати, жене Шивы, и Ганеше, сыну Шивы.

Шри Рамана Махарши

Шри Рамана Махарши

В Тируваннамае находится Ашрам Рамана Махарши, любимого всей Индией кроткого и молчаливого святого. Прожившего около 50 лет у подножия горы Аруначала.

Его просветление случилось когда Махарша было 16 лет, он ушел из дома и стал жить при храме. Большую часть времени находился в состоянии такого отрешения от тела, что знать не знал — где он и что с ним. Если бы не люди, заметившие юного аскета и начавшие заботиться о нем, он мог бы совсем сгинуть. Сам он никогда и ничего не просил, просто молчал, несмотря на то, что обета молчания не принимал. Через какое- то время он удалился в пещеру на горе Аруначала, где и провел остаток своей жизни. К нему стал приходить люди, чтобы побыть в его ауре, которая излучала покой. Появились ученики, вокруг него вырос ашрам, из которого и распространялось учение, что естественное, первоначальное состояние человека — освобождение, которое он может обрести путём самоисследования (атма-вичара) через поиск ответов и переживаний на вопрос «Кто я?». Следуя методу Махарши и вопрошая «Кто же это „я“?», искатель исследует происхождение, природу и источник самого себя, самоощущения «я». Он обнаруживает, что «я», которое, по общему мнению, проводит все эти практики, является не существующим, а только видимостью. В итоге он обнаруживает свою подлинную природу — что единственной Реальностью является высшее Я, абсолютное спокойствие, неомрачённое волнением; Единое-без-второго, чья природа есть сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство).

Ашрам Шри Рамана Махарши

Ашрам Шри Рамана Махарши

Он говорил: «Ваш долг — быть, а не быть этим или тем. «Я есмь сущий» заключает всю Истину, а метод практики суммируется двумя словами: «быть спокойным».

И что означает Тишина? Она означает «Уничтожьте себя», ибо любое имя и форма являются причиной волнения. «Я есмь Я» — Атман, ваша истинная природа. «Я есть это или то» — эго, ваша иллюзорная природа. Когда Я сохраняется только как Я, это и есть Атман. Когда оно внезапно отклоняется от себя и говорит «Я — это и то» — это уже эго.» Но его молчание успокаивало сознание приходивших к нему; и когда учеников вокруг него стало много и — ради них — Шри Рамана снова начал иногда прибегать к словам, учение в словах он давал только тем, кто не понимал его молчания. Шри Рамана называл гору Аруначал «духовным сердцем мира» и говорил, что «в конце концов, каждый человек должен придти на Аруначал». Ашрам Рамана Махарши работает ежедневно, на его территории есть храм, книжный магазин, блоки для проживания, столовая. Вход туда свободный. В ашраме есть свой выход к горе. (http://www.sriramanamaharshi.org/ru) Недалеко от ашрама Рамана находится еще один ашрам, очень популярный среди русских и европейцев — это ашрам Шивы Шакти Аммайар (Молчащей Аммы). По информации на ее сайте, она всю жизнь была ревностной поклонницей Господа Шивы. Проводила дни и ночи в служении и поклонении.

Шри Шива Шакти Аммайяр

Шри Шива Шакти Аммайяр

В конце концов это привело ее к полному равнодушию ко всему мирскому. Она полностью разочаровалась в жизни и очень хотела раствориться в Божественном. Святая Шри Шива Шакти Аммаяр приняла обет молчания около 18 лет назад и провела это время на святом холме Перумал (Holy Hill Perumal) в районе Салема (штат Тамил Наду). В 2003 она приехала в Тируваннамалай, где основала ашрам. С момента своего прибытия она даёт даршан в абсолютной тишине. (http://www.sivasakthiammaiyar.com)

Шива Шакти это сама любовь. Неиссякаемый источник того, чего так не хватает каждому человеку. Именно за этим приезжают сюда сотни людей, чтобы почувствовать силу присутствия, чтобы освободится от накопившейся боли. Многие неспособны встретится с ней взглядом, настолько велика энергия, идущая от нее.

Конечно, все зависит от чувствительности сердца, многие просто уходят ничего не ощутив. Могу сказать, по собственному опыту, она — истинна. Никаких сомнений. Источник. Бог. Любовь. Ее даршаны начинаются в 10.00 утра и длятся 15 минут. Она беззвучно появляется в зале и плавно, не спеша, рассматривает каждого. Потом также тихо и медленно удаляется к себе наверх. Каждый получает свое, кто то приходит с личными вопросами, кто то просит за близких. Но ответы получают все.

Ашрам Шри Шивы Шакти Аммайяр

Ашрам Шри Шивы Шакти Аммайяр

Многие любят спрашивать что это дает? Во — первых это дает перемены и прежде всего в сознании. Во — вторых ваша душа изначально стремится слиться с Божественным, именно поэтому вне зависимости от сознания вы стремитесь посетить те или иные святые места, приложится к ним, взять сувенир на память. Вы бессознательны в этом, вас просто ведет. Поэтому вы не можете объяснить другим что это дает. Любое паломничество это уже созревшее решение, только неудовлетворенность жизнью может привести к паломничеству. А следовательно это путь перемен. Найти ашрам легко, на противоположной стороне от ашрама Рамана Махарши есть указатель к ашраму Аммы.
Еще одно из моих любимых мест в Индии, которое хотелось бы осветить это Удупи. Удупи совершенно отличается от той Индии которую все привыкли видеть. Здесь вы не увидите бешеных зазывал-индусов, хаотического движения на улицах. Кругом покой, уют и чистота. Главным духовным центром этого города является храм Кришны или Шри Кришна-матх, основанным великим индуистским святым ачарьей Мадхвой в XIII веке.
Храм Кришны

Храм Кришны

По преданию, божество Кришны в Удупи было изготовлено более 5000 лет назад из шалаграма-шилы самим Кришной с помощью зодчего богов Вишвакармы.

Говорится, что этому божеству поклонялась жена Кришны Рукмини в Двараке. Это мурти изображает Кришну в детском возрасте — эта форма Кришны называется Бала-Кришна. Через некоторое время божество попало к Арджуне, который поклонялся ему и в конце своей жизни спрятал его. С течением времени мурти покрылось толстым слоем глины. Один капитан корабля поднял этот кусок глины на борт своего судна и стал использовать его в качестве балласта. Однажды, корабль этот проплывал мимо берега у деревни Малпе, что в пяти километрах к западу от Удупи. Начался шторм и корабль был близок к тому, чтобы потерпеть крушение. Но Мадхавачарья, находившийся в этот момент на берегу, замахал своей одеждой, привлёк внимание моряков и таким образом спас судно и находившихся на нём людей. В знак благодарности, капитан попросил Мадхвачарью принять в дар любую вещь, которую он увидит на борту корабля. Мадхавачарья забрал с собой кусок глины. Разломав его, он обнаружил прекрасные мурти Кришны и Баларамы. Балараму он установил около Малпе и это божество с тех пор известно под именем Вадабхандешвара. Мурти Кришны Мадхвачарья отнёс в Удупи и установил его в храме. Начатое им поклонение этим божествам не прекращается и по сей день. Интересным является Алтарь храма, который закрывается необычными воротами с девятью отверстиями, лишь через них можно увидеть Кришну. Считается, что отверстия символизируют методы преданного служения, но иногда это «окно» называют Окном Девяти планет — Нава-граха. Ежедневно в Храме Кришны можно отведать прасад, (благославленная пища), дважды в день. 1000 людей в день получают пищу, говорят если ты добрался до Удупи, ты уже не будешь голоден. Говорят, что сам Кришна инициировал эту традицию, по сей день пожертвования в храме не иссякают и люди получают еду.

Канакана-кинди

Канакана-кинди

В 16 веке во время правления Вадираджи Тиртхи, один из преданных Кришны — Канака Даса пришел в храм, чтобы поклониться божеству. Так как он был низкого происхождения, его не пустили в храм. Канака стал обходить матх и увидел маленькое окошко, припав к которому он мог разглядеть Кришну лишь со спины. Он начал петь гимн, восхваляя Кришну, люди, завороженные его религиозным песнопением столпились вокруг, они были поражены преданностью Канака. И тут, к великому удивлению всех собравшихся, божество Кришны развернулось и позволило Канаке лицезреть себя полностью, ответив на его любовь. Это окошко стало достопримечательностью, которое известно как канакана-кинди, напротив него стоит и статуя Канака Даса. С тех пор божество Кришны стоит лицом к окну (это единственный храм, где мурти стоит спиной к входу). Каждый может получить даршан божества из того самого места, где некогда стоял Канака, подойдя к небольшому пролому в западной стене, превратившемуся в окно. А сам образ Канаки увековечен и обрамлен маленьким алтарем, паломники прежде чем зайти в храм склоняется перед преданным, молясь о том, что бы и их не покидала молитва и способность верить.
Праздничный Удупи

Праздничный Удупи

В Удупи регулярно проводится ряд праздников, на которые собираются как местные жители, так и паломники. Фестиваль Парьяя отмечается 18 января каждого чётного года. Празднество начинается в 3 часа утра. Кришна-джанмаштами — это другой крупный фестиваль, проводимый ежегодно. Во время этого фестиваля, люди, одетые в костюмы тигра или другие костюмы, ходят по лавкам и домам в Удупи и собирают пожертвования. Каждый год в августе в храме Шри Лакшми Венкатеша проводится фестиваль Бхаджана-саптаха. Саптаха означает «неделя». В ходе фестиваля, в течение недели непрерывно поются бхаджаны. Ратхотсава или Фестиваль колесниц практически всегда проводится на Ратхабиди (Улице колесниц). В ходе празднества, местные жители тянут колесницу (ратху) Кришны вдоль Ратхабиди. Когда останавливаешься в Удупи уезжать оттуда совсем не хочется, слишком безопасное для туристов это место.
Храм Мандир Прашанти

Храм Мандир Прашанти

Нашей последней остановкой в Индии стал Путтапарти, ашрам Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы, моего Гуру. Именно здесь я обрел просветление после одного из даршанов. Ашрам Шри Сатьи Саи Бабы носит название «Прашанти Нилаям» или «Место наивысшего покоя», переступая его порог каждый ощущает действие этого покоя.

Сам ашрам представляет собой отдельный город, так вмещает все необходимое, чтобы не выходить за его пределы: торговый центр, книжный магазин, храмы, лекционные залы, столовые, музеи, стадион, дерево медитации, парк и главный мандир.

Все в ашраме выполнено в нежных розово-голубо-желтых цветах. В этих же цветах выстроены и школы, колледжи, стадион. Это цвета воли, мудрости и любви. Паломники, побывавшие в этом удивительном месте, говорят, что оно наполнено красотой и благостью. Вместо рекламных щитов здесь — мудрые высказывания Саи Бабы, написанные на разных языках. Находясь здесь потрясает масштаб всего сделанного Бабой. Правда индусы на каждом празднике благодарят его в основном за водопровод(. В маленькой деревне, где не было даже дороги, через 25 лет после его рождения появилось железно-дорожное сообщение, началось строительство ашрама, а потом уже школ, больницы и институтов. Родившись четвертым ребенком в очень бедной семье, его в 20 лет уже принимало у себя индийское правительство и приглашало благословить свадьбы их отпрысков. Разве такое позволено обычному человеку? Такое может сотворить только Бог.

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

Сам Баба всегда призывал верить делам, а не словам. Его послание — это его жизнь и он очень хорошо показал и духовным людям и материалистам как ее можно прожить. Его мантра OM SAI RAM, короткий вариант — SAI RAM, является в Путтапарти универсальной фразой, которая может значить в разговоре абсолютно любое слово. Как «Ку» в галактике Кин-Дза-Дза. Приветствие, извинение, просьбу… Работники ашрама, когда им надо что-то сказать, предупредить, попросить не фотографировать, не заходить куда-либо, или наоборот, куда-то направить посетителя, не заморачиваются на английском, и просто говорят с разной интонацией «Сайрам, сайрам, сайрам». Во всех общественных местах в ашраме существует жесткое разделение между мужчинами и женщинами. В столовой есть женская половина и мужская, между ними — перегородка. Супермаркет работает утром для женщин, и вечером для мужчин. На главном входе в Ашрам располагается Мандир Ганеши, который считается местом встреч. Здесь вы можете найти немало своих соотечественников и получить благословение Ганеши на любые начинания. Храм Мандир Прашанти, возведенный в 1949 году, является главной святыней, в которой проходят утренние и вечерние бхаджаны, утренняя молитва (Омкар Супрабхатам), интервью и другие важные духовные события. Бабы уже четыре года как нет в живых, но все приезжают поклонится его месту самадхи.